RSS

Здесь я буду делиться своими открытиями о мире "высокой" кухни, "звездных" кулинарах и разных гастрономических трендах. Если вы с первого раза сумеете отличить салат оливье от винегрета - вам сюда!

Дизайн продуктов питания

   Природа предоставляет широкий ассортимент полезной пищи: сладкие фрукты, богатые витаминами овощи, питательное молоко, придающее нам силы мясо. Но нам этого недостаточно. Мы уже не довольствуемся персиком, помидором или сырыми яйцами. Нам нужно нечто большее.
Свыше тысячи раз в год мы режем, рубим, варим, поливаем сливками и различными соусами или смешиваем продукты, данные нам природой. Человек отличается от животных умением обрабатывать пищу. Вот уже более тысячи лет мы являемся дизайнерами продуктов питания. Ведь мы едим не белки, жиры и углеводы, а уже приготовленные блюда.

   На европейский рынок ежегодно поступает 10 тысяч новых продуктов питания. Это может быть товар, который легко жарить, упаковку которого легко открывать и закрывать, или просто у него забавный вид. Но лишь одному из 20 продуктов питания удается продержаться на рынке свыше двух лет. Это зависит от многих факторов: внешнего вида, формы, размера и т. д. Они способны вызывать разные эмоции у разных людей. Однако и профессиональные разработчики, и обычные домохозяйки стремятся к тому, чтобы готовый продукт или приготовленное блюдо выглядели привлекательными и вызывали аппетит.

   Продукты питания воздействуют на наши органы чувств. Обычно человеку достаточно одного взгляда, чтобы определить: вкусно ли данное блюдо или нет. Цвет продукта обычно ассоциируется с его вкусом: красный – символ сладости, а черный – горечи. Психологическое восприятие цвета играет важнейшую роль при оценке и покупке различных продуктов питания. Например, в древней Англии в «чеддер» добавляли морковный сок. Покупатели считали, что в сыре содержится больше жира и поэтому он вкуснее. Тот же самый эффект продолжает срабатывать и сегодня: лучше продаются оптимально разработанные продукты питания.


   Разработчики продуктов считают аромат главным фактором, показывающим - перед нами свежеприготовленное блюдо или испортившаяся еда. Запах вызывает влечение или отвращение к пище. Ведь язык и небо способны различить всего 4 вкуса, а органы обоняния улавливают множество запахов. Звуковые нюансы тоже имеют значение для наших ощущений  в процессе поглощения пищи. Так, чипсы кажутся особенно вкусными, когда они громко хрустят во рту. Чипсы, которые не хрустят, не вызывают аппетита. Слух подсказывает, что они уже несвежие. Чем более свежий продукт, тем более громкий и отчетливый хруст он издает при надкусывании.

   Мы хотим слышать звук свежей и полезной пищи, но ее качество определяется не только на слух. Наш рот оснащен прекрасными датчиками, определяющими консистенцию изделия и твердость пищи. Мы инстинктивно чувствуем степень свежести и готовности поглощаемых нами продуктов. 60% всех вкусовых ощущений связаны с консистенцией пищи. Чем разнообразнее консистенция пищи, находящейся в данный момент во рту, тем богаче кажется нам ее вкус. Сочетание твердой и жидкой консистенции в одном изделии вызывает приятные ощущения, поэтому многим так нравятся шоколадные конфеты с кремом и орешками.

   Пища должна быть не только вкусной, но и удобной в обращении. В 70-е годы в Германии и Австрии был введен стандартный диаметр колбасы, который в точности соответствовал размерам булки. Это помогло сделать процесс употребления такого бутерброда максимально простым в приготовлении. Несомненно, предназначение продукта оказывает влияние на его форму. Традиционные продукты популярны благодаря своей функциональности. Например, макароны спиралевидной формы впитывают в себя больше соуса. Мороженое в вафельном стаканчике позволит не испачкать руки или одежду, даже если есть его медленно.


   Изначально дизайн того или иного продукта имел чисто эстетическое значение. Но истинная красота состоит в пользе и удобстве. В средние века большие куски черного хлеба служили тарелками и съедались по завершению трапезы. Тесто пиццы, на которое кладут сыр, помидоры и базилик, выполняет ту же функцию. Круглые головки сыра можно легко катить, словно бочки. Нынешнее общество отличается повышенной мобильностью и это, естественно, наложило отпечаток на дизайн продуктов питания. Мы любим есть на ходу, на работе или сидя у телевизора, поэтому запекаем горячие, жирные или влажные ингредиенты в тесте.

   В 19 веке эмигранты из Гамбурга, поселившиеся в Нью-Йорке, помещали свою пищу между двумя половинками булки, чтобы ее было удобнее есть на палубе корабля. Возможно, именно таким образом популярное северо-германское блюдо стало нынешним гамбургером. Идея класть мясо в хлеб для большего удобства принадлежит графу Сэндвическому. Он был заядлым картежником и просил, чтобы во время покерной партии ему подавали мясо, положенное между двумя ломтиками хлеба. Булочка гамбургера служит изолирующим материалом подобно пластмассовой оболочке электропровода: она защищает наши пальцы от горячей котлеты.



   Мы греем, варим, подвергаем биохимической обработке посредством брожения пищу. Дизайн в продуктах питания – это способ самовыражения человека. Рацион человека и манера приема пищи передает его внутренний мир и характер, а также происходящие в современном мире процессы. Пища всегда фиксирует образ мышления, культурные ценности человека. Все знают афоризм: «Скажи, что ты ешь, и я скажу – кто ты». Кулинарные предпочтения являются отражением культуры в обществе. Наши любимые блюда помогают самоидентификации. Мы противопоставляем себя другим культурам, воздерживаясь от той или иной пищи.

   Однако все, что мы едим – результат развития современных технологий.  Питание натуральными продуктами является несбыточной фантазией. Мы не станем есть нашу пищу в ее натуральном виде. Кульбек хорошо сказал: «Свиного жаркого в природе не существует». Обработанные продукты стали гораздо популярнее, чем натуральные. Дизайн продуктов питания – это их обработка с учетом эстетических, функциональных и культурных факторов. Именно поэтому мы стремимся купить или приготовить какое-то блюдо таким образом, чтобы оно максимально соответствовало нашим представлениям о вкусной и полезной еде.



6 коммент.:

Автор комментирует...

Сурьёзно всё как, оказывается...

Myntjan комментирует...

А то! Подожди, я еще до молекулярного состава доберусь! ;-)

coffeemanca комментирует...

И ведь все равно еда потом смешивается в животе и превращается в эээээ так сказать удобрения... Но человек так устроен, ему надо чтоб удобно и красиво :)))

Myntjan комментирует...

Да, вот такие мы эстеты и (не побоюсь этого слова) оптимизаторы! ;)

Анонимный комментирует...

Очень красивая статья. Лично для меня самая аппетитная картинка - мороженное. Я предпочитаю "Гран-при" именно в таком стаканчике.

Myntjan комментирует...

Ух ты какая! Мороженое ей самое аппетитное! А суп кто кушать будет? ;)

Отправить комментарий