Завершается книга «Гастрономическим календарем от Гримо де ла Рейньера», имя которого Дюма упоминал ранее. Этот раздел включает все 12 месяцев с описаниями правил питания в зависимости от сезонов.
Так, январь начинает год и предлагает самые необходимые и вкусные продукты. Роскошные и откормленные быки из Контентена и Оверни прибывают в Париж, чтобы дразнить гурманов волшебным филейным мясом. Из них готовят всевозможные антре и закуски. Писатель поздравляет парижан, называя их счастливыми благодаря возможности лакомиться в своем городе самыми изысканными в мире быками – «королями кухни».
Гусиный паштет |
Вместе с февралем приходит чувство пресыщения мясом и всевозможными колбасами. Дичь отступает на второй план, но количество ее не уменьшается. Индейки с трюфелями, изысканные гусиные паштеты предваряют Великий пост. Каор, Лион, Страсбург спешат снабдить столицу деликатесами. Домашняя птица стоит очень дорого в эти дни. Март приносит помыслы о морской и пресноводной рыбе. Форель, семга, осетрина, камбала и устрицы в руках умелых поваров превращаются в шедевр, посрамляя тривиальную кулинарию. В апреле (без дичи, домашней птицы, овощей и фруктов) трапеза гурманов-парижан скудеет.
Писатель называет май благословенным месяцем, открывающим двери зеленому горошку, макрели и молоденьким голубям. В это время истинный знаток кулинарии, как настоящий влюбленный, открывает для себя целую жизнь. Но сезон любви проходит, а гастрономические приоритеты остаются при своем хозяине. Июнь радует овощными яствами, разнообразие которых непрестанно возрастает. Основой стола любителей обильной трапезы по-прежнему остается свежее мясо, хотя быки уже не вполне хороши на вкус. Им на смену приходят молодые индюшки и свежие фазаны. Не менее прекрасны утята из Руана, куры и те же голуби.
Июль поддерживает гурманов молоденькими куропатками, подрастающими крольчатами, зайчатами и другой мясистой дичью. Полные овощей огороды и богатые фруктами сады не радуют, являясь лишь второстепенным средством для утоления голода. Зато удивительно нежные телята из Понтуаза и перепелиное мясо выводят избалованных парижан из состояния безразличия, напоминая о радости других сезонов. В августе уже можно отведать диких голубей, зайчатину по-царски, паштет из крольчонка с арманьяком* и пирог с куропатками. Сам папаша Дюма протестует против такой торопливости и отдает предпочтение другим блюдам.
Бочки с арманьяком |
Сентябрь попадает под действие присказки о месяцах (с буквой «р» в названии), в которые можно есть устрицы. Однако в «Календаре» лакомиться ими не рекомендуется: желательно подождать до декабря. Хотя дичь и хороша, но в следующем месяце она станет еще вкуснее. В октябре все гастрономические «наслаждения» более доступны, дикая и домашняя птица не дают забыть об этом. Телята потеряли весеннюю нежность, но не стоит отказываться от них. Бараны за лето стали более сочными, а быки – тучными. Морские и речные обитатели уже не страдают от жары. Отряды любителей вкусной еды покидают деревню и объединяются в городе.
Праздник Святого Мартина в ноябре приносит долгожданную индейку, которая прожарена в самую меру. Ее потроха лягут в основу антре, удивляя разнообразием приготовленных блюд. В Париж прибывает свежая сельдь с нежнейшими молоками, которые готовят на гриле и подают с масляным соусом и мягкой на вкус горчицей. Пора изысканных матлотов наступает в декабре, лучше всего их готовят в прославленном кабачке «Pane». Впереди ждут непревзойденные пиршества с роскошной едой и самыми изысканными винами. Выпечку, десерты и кремы писатель называет безделицей для истинных гурманов, считая жаркое концом обеда.
Таковы основные этапы кулинарного года, описанные Дюма-отцом. Он замечает, что «Большой Кулинарный Словарь» с никому неизвестными рецептами со всего мира, историями кулинарных тайн разных народов и забавными анекдотами написан для профессионалов и светских людей. Многие советы того времени невозможно выполнить сегодня. Однако мы в состоянии позаботиться о том, чтобы наша еда соответствовала сезонам и всегда была свежей. Именно эту задачу ставил себе Дюма – гениальный писатель и великий гастроном. На этом я прощаюсь с вами и обещаю ужин в шикарном парижском ресторане. Но его название открою (простите великодушно) в следующий раз!
*Арманьяк – вид коньяка.
*Арманьяк – вид коньяка.
4 коммент.:
Сейчас у нас по календарю индейка? А паштет из гусиной печёнки мона? Я индейку не люблю...
Конечно, можно!!! И даже нужно ;)
О, кстати, а Дюма-то "мой" человек - десерты нафик, нам мясо подавай ;)
Да уж, это у нас национальное! :)
Отправить комментарий